Александр Изосимов

Теодецима

      В предпринятом мною исследовании я хотел разобраться, какую роль, место, значимость имеет тот или иной композитор в становлении европейской музыкальной культуры. Чтобы достичь ясности видения, я попытался максимально освободить свое сознание от симпатий и антипатий. И, по возможности, с холодной головой приступить к рассмотрению. Для этого я составил таблицу из десяти "кругов": три триады и отдельно десятый круг. Связи в триадах таковы: из профессионалов вырастают популярные и видные композиторы; из талантливых - крупные и выдающиеся; из гениев - великие и величайшие. Внутри каждой триады проглядывает принцип спирали. Однако он не распространяется на всю структуру.
             Круг первый - величайшие
             Круг второй - великие
             Круг третий - гении
             Круг четвертый - выдающиеся
             Круг пятый - крупные
             Круг шестой - таланты
             Круг седьмой - видные
             Круг восьмой - популярные
             Круг девятый - профессионалы
             Круг десятый - любители.

    С последнего круга будет начато обозрение.

Круг десятый. Любители.
       Сюда входят как начинающие композиторы, а также и те, кто не поднялся с данной ступени развития. Иные полагают, что если композитор закончил консерваторию или вступил в союз композиторов, то он уже стал профессионалом. В большинстве случаев это заблуждение. Однако даже величайшие композиторы побывали на этой ступени. Она как стартовая площадка к взлету для одних и прогулочный садик для других.
Круг девятый. Профессионалы.
       Здесь те, кто выбрал путь композитора. Они хорошо знают возможности инструментов, мастерски владеют музыкальной формой, грамотно записывают свои мысли, создают крепкие композиции. Они постоянные участники региональных музыкальных фестивалей. Профессионал - это ступень, на которой композитор самоутверждается как музыкальная личность. Данный круг подобен развилке. Одни композиторы уходят в киноиндустрию, пишут музыку для театра. Другие строят карьеру и т.д. Имена композиторов девятого круга, если воспользоваться сравнением, вспыхивают как искры и почти мгновенно гаснут. Это большинство членов союза композиторов. Было бы ошибочно думать, что на постсоветском пространстве таких авторов наибольшее количество. Их везде много. Во всем мире - тысячи.
Круг восьмой. Популярные композиторы.
       Здесь мастера легкого жанра. Главная задача популярного композитора уловить что нужно публике, что ее больше всего волнует, как говориться,"заводит", выхватить как бы из воздуха мелодию не сложную, но действенную, остальное доделают аранжировщики, талантливые аккомпаниаторы, исполнители. У популярных композиторов улыбка, кажется, не сходит с лица. Им нравится доставлять удовольствие тысячам слушателей. Но если кому-то покажется, что шлягер создать легко, пусть попробует! Здесь тоже нужен особый слух, особые способности. В восьмом круге, кроме, так сказать, коренных обитателей можно также встретить крупных и выдающихся композиторов. Их присутствие здесь можно расценить как тактический ход с целью привлечь внимание к своему творчеству. Появляются и очень большие мастера, даже великие, которые, если поискать сравнение, расслабляются за чашечкой кофе, создавая "халтурки" на забаву себе и людям: Вивальди, Альбинони, Бетховен, Брамс, Верди, Чайковский, Пуччини, Шостакович и т.д.. Широта взглядов перечисленных композиторов раздражает коллег, не позволяющих себе работать в легком жанре. Иногда это раздражение выражается в очень жесткой форме. Например, в диалоге Караяна и Булеза один сказал: "В музыке Пуччини нет ни одной лишней ноты". Другой ответил: "Пуччини для меня просто не существует!". По этой же причине для Вагнера и Берлиоза не существовало Россини. Подобных примеров немало. Надо добавить, что амплитуда творчества некоторых великих мастеров так широка и глубока, что видимо потому и вызывает отклик как у профана, так и у сноба. Всех популярных композиторов нет необходимости перечислять. Их сотни.
Ограничимся лишь самыми известными: Фердинанд Кауэр, Иоганн (отец) Штраус, Иоганн (сын) Штраус, Сидни Джонс, Артур Салливен, Имре Кальман, Людвиг Минкус, Чезаре Пуни, Стивен Коллинс Фостер, Эдуард Эллингтон, Астор Пьяццола, Ричард Роджерс, Ференц Легар, Мишель Легран, Эннио Морриконе. Из отечественных: Исаак Дунаевский, Александр Цфасман, Александр Зацепин, Вениамин Баснер, Андрей Петров, Арно Бабаджанян, Василий Соловьев-Седой, Марк Фрадкин, Григорий Пономаренко, Исаак Шварц, Никита Богословский, Серафим Туликов, Оскар Фельцман, Александра Пахмутова, Микаэл Таривердиев, Евгений Птичкин, Алексей Рыбников, Александр Журбин, Раймонд Паулс, Юрий Саульский, Давид Тухманов, Сергей Баневич.
Круг седьмой. Видные композиторы.
       Это первоклассные мастера. Высококультурные люди. Иногда авторы капитальных исследований. Профессора консерваторий, университетов, председатели союзов композиторов. Многие из них упомянуты в музыкальных энциклопедиях. Они очень хорошо знают чужую музыку, в курсе всех новинок. Среди видных композиторов немало мастеров стилизации. Если надо дописать неоконченное творение великого композитора, то правильнее будет обратиться к кому-нибудь из видных, а не из крупных, выдающихся или гениальных композиторов. Последние не смогут освободиться от собственного музыкального языка, что пагубно отразится на результате. К числу видных композиторов относятся и те, чье творчество не велико, и те, кто в молодые годы создавал смелые яркие произведения, однако с годами, утрачивая экспериментаторский пыл, множил более слабые композиции. Видные композиторы являются .украшением культуры своего города. Однако город может знать и помнить о них только благодаря союзу композиторов, который, будучи социальной организацией, держится на взаимоуважении его членов. Если же кто-то из видных композиторов откажется от членства в союзе, то можно быть уверенным, что о нем никто никогда не вспомнит и город не впишет его в свою историю. Это касается в меньшей степени талантливых композиторов. Начиная со ступени крупных композиторов такая привязка уже не столь актуальна. В круг видных входят также и те, кто перерос уровень популярных композиторов. Списки видных композиторов далеко не полные. Не все есть в энциклопедии, примерно 5 - 7 % зарубежных композиторов.
Австралия.
Ларри Сицки (1934).
Австрия.
Леопольд Моцарт (1719 - 1787), Венцель Мюллер (1769 - 1835), Игнац Асмайер (1790 - 1862), Роберт Лах (1874 - 1958), Эгон Веллес (1885 - 1974), Бернхард Паумгарнер (1887 - 1971), Марсель Рубин (1905 -?).
Англия.
Уильям Корбетт (1640 - 1748), Иоганн Кристоф Пепуш (1667 - 1752), Чарльз Вуд (1866 - 1926), Френк Бридж (1879 - 1941), Йорк Боуэн (1884 - 1961), Артур Блисс (1891 - 1975), Алан Буш (1900), Хоард Фергюсон (1908), Бернард Стивенс (1916 - 83).
Аргентина.
Хулиан Агирре (1868 - 1924), Флоро Угарте (1884 - 1975), Онорио Сиккарди (1897 - 1963), Карлос Гуаставино (1914), Роберто Кааманьо (1923).
Бельгия.
Поль Жильсон (1865 - 1942), Жозеф Йонген (1873 - 1953), Леон Йонген (1884 - 1969). Рене Дефоссе (1905),
Болгария.
Петко Стайнов (1896 - 1977).
Бразилия.
Альберту Непомусену (1864 - 1920), Эдино Кригер (1928)
Венгрия.
Корнель Абраньи (1882 - 1970), Пал Абрахам (1892 - 1960), Енё Адам(1896 - 1982), Дьёрдь Ранки (1907), Эндре Сервански (1911 - 77), Андраш Сёллёши (1921), Эржебет Сёньи (1924).
Германия.
Иоганн Михаэль Бах (1648 - 94), Август Фридрих Граун (1699 - 1765), Иоганн Штандфус (? - 1759), Иоганн Фридрих Агрикола (1720 - 74), Антон Швейцер (1735 - 87), Даниель Штейбельт (1765 - 1823), Франц Антон Хофмайстер (1754 - 1820), Конрадин Кройцер (1780 - 1849), Антон Диабелли (1781 - 1858), Франц Лахнер (1803 - 90), Роберт Франц (1815 - 92), Теодор Кирхнер (1823 - 1903), Карл Рейнике (1824 - 1910), Йозеф Рейнбергер (1839 - 1901), Вильгельм Кемпф (1895), Эрнст Майер (1905 - 88), Жан Курт Форест (1909 - 75), Курт Швен (1909 - 84), Иоганн Циленшек(1913), Райнер Кунад (1936).
Греция.
Спирос Самарас (1863 - 1917), Георг Ламбелет (1875 - 1945), Георгиос Пониридис (1892 ), Андреас Незеритис (1897), Антиохос Евангелатос (1904 ), Солон Михаилидис (1905 - 79), Александрос Ксенос (1912), Манос Хадзизакис (1925).
Дания.
Франческо Бартоломео Конти (1682 - 1732), Перет Эрасмус Ланге-Мюллер (1850 - 1926), Шарль Хьерульф (1858 - 1919), Финн Хёфтинг (1899), Йерген Йерсилль (1913), Поуль Ровсинг Ольсен (1922).
Испания.
Мануэль дель Пополо Висенте Гарсия (1775 - 1832), Пабло де Сарасате (1844 - 1908), Родольфо Альфтер (1900), Эрнесто Альфтер (1905), Кристобаль Альфтер (1930).
Италия.
Бьяджо Марини (1597 - 1665), Агостино Стеффани (1654 - 1728), Антонио Мария Бонончини (1677 - 1726), Антонио Палелла (1692 -1761), Фердинандо Паэр (1774 - 1839), Джованни Пачини (1796 -1867), Лоренцо Перози (1872 -1956), Риккардо Дзандонаи (1883 - 1944), Федерико Гедини (1892 - 1965), Марио Дзафред (1922).
Куба.
Николас Эспандеро (1832 - 1890), Эдгардо Мартин (1915), Архельерс Леон (1918), Хорхе Лопес Мартин (1946).
Мексика.
Луис Санди (1905), Блас Галиндо Димас (1910), Мигель Берналь Хименес (1910 - 56), Сальвадор Контрерас (1912), Хосе Пабло Монкайо (1912 - 58).
Нидерланды.
Виллем Андриссен (1887 - 1964), Хендрик Андриссен (1892 - 1981), Юриан Андриссен (1925).
Норвегия.
Уле Андреас Линдеман (1769 - 1857), Людвиг Матиас Линдеман (1812 - 87), Юхан Сельмер (1844 - 1910), Катаринус Эллинг (1858 - 1942), Ялмар Боргстрём (1864 - 1925), Эйвинн Альнес (1872 - 1932),Арне Эгген (1881 - 1955), Паулине Халл (1890 - 1969), Людвиг Иргенс Йенсен (1894 - 1969), Эйвини Грувен (1901), Спарре Ульсен (1903).
Польша.
Владислав Желеньский (1837 - 1921), Хенрык Мельцер - Щавиньский (1869 - 1928), Гжегож Фительберг (1879 -1953), Аполинарий Шелютто (1884 - 1966), Тадеуш Шелиговский (1896 - 1963), Александер Тансман (1897 - 1986), Витольд Рудзинский (1913), Витольд Шалёнек (1927), Збигнев Буярский (1933), Збигнев Рудзинский (1935).
Россия (СССР, СНГ).
Николай Кубишта (1799 - 1837), Павел Бларамберг (1841 - 1907), Язепс Витол (1863 - 1948), Василий Золоторев (1872 -1964), Эмилис Мелнгайлис (1874 - 1954), Эмилс Дарзиньш (1875 - 1910), Павел Чесноков (1877 - 1944), Март Саар (1882 - 1963), Михаил Гнесин (1883 - 1957), Андрей Пащенко (1883 - 1972), Максимилиан Штейнберг (1883 - 1946), Борис Асафьев (1884 - 1949), Юрий Шапорин (1887 - 1966), Анатолий Александров (1888 - 1982), Лев Ревуцкий (1889 - 1977), Николай Аладов (1890 - 1972), Самуил Фейнберг (1890 - 1962), Борис Лятошинский (1894 - 1968), Лев Книппер (1898 - 1974), Николай Березовский (1900 - 53), Валериан Богданов-Березовский (1903 - 71), Леон Ходжа-Эйнатов (1904 - 54), Дмитрий Кабалевский (1904 - 87) ,Акакий Андреашвили (1904 ), Алексей Животов (1904 - 64), Виктор Волошинов (1905 - 60), Борис Арапов (1905 - 92), Алексей Артамонов (1906 ), Ахмет Жубанов (1906 - 68), Афрасияб Бадалбейли (1907 - 76), Дмитрий Клебанов (1907), Эуген Капп (1908), Михаил Чулаки (1908 - 89), Иван Дзержинский (1909 - 78), Михаил Симанский (1910), Назиб Жиганов (1911 - 88), Лидия Аустер (1912), Юрий Левитин (1912), Орест Евлахов (1912 - 73), Мухтар Ашрафи (1912 - 75), Георгий Майборода (1913), Валерий Желобинский (1913 - 46), Фарид Яруллин (1913 - 43), Анатолий Богатырев (1913), Алексей Мачавариани (1913), Реваз Габичвадзе (1913), Альберт Леман (1915), Юлюс Юзелюнас (1916), Николай Пейко (1916), Ахмед Гаджиев (1917), Мечислав Вайнберг (1919), Эдуардас Бальсис (1919 - 84), Александр Арутюнян (1920 ), Мукаш Абдраев (1920 - 79), Энвер Бакиров (1920), Икрам Акбаров (1921), Рауф Гаджиев (1922), Фикрет Амиров (1922 - 84), Юрий Балкашин (1923 - 60), Дмитрий Толстой (1923 - 2004), Сулейман Алескеров (1924), Роман Леденев (1930), Александр Пирумов (1930), Николай Каретников (1930), Эйно Тамберг (1930), Алексей Николаев (1931), Витаутас Баркаускас (1931), Александр Балтин (1931), Ростислав Бойко (1931), Борис Архимандритов (1932), Яан Ряэтс (1932), Римвидас Жигайтис (1933), Алемдар Караманов (1934), Васиф Адигезалов (1935), Владислав Агафонников (1936), Паулс Дамбис (1936), Георгий Чалаев (1936), Владислав Успенский (1937 - 2004), Николай Мартынов (1938), Юрий Корнаков (1938 - 2006), Аркадий Агабабов (1940), Валерий Кикта (1941), Имантс Калниньш (1941), Чары Нурымов (1941), Евгений Станкович (1942), Александр Чайковский (1946).
Румыния.
Александру Флехтенмахер (1823 - 98), Эдуард Кауделла (1841 - 1924), Джордже Штефэнеску (1843 - 1925), Гавриил Музическу (1847 -1903), Георге Дима (1847 - 1925), Чиприан Порумбеску (1853 - 83), Думитру Кириак-Джорджеску (1966 - 1928), Йоан Киреску (1889 - 1980), Константин Ноттара (1890 - 1951), Зено Ванга (1900), Сиджизмунд Тодуце (1908), Йон Думитреску (1913), Георге Думитреску (1914), Вильгельм Георг Бергер (1929), Дору Попович (1932).
Словакия.
Вилиам Фигуш-Бистри (1875 - 1937), Микулаш Шнайдер-Трнавский (1881 - 1958), Йозеф Кресанек (1913).
США
Уильям Фут (1853 - 1937), Уильям Гранд Стилл (1895 - 1938), Хоуард Хенсон (1896), Пол Крестон (1906 - 85), Бёррил Филипс (1907), Алан Хованесс (1911), Ирвин Файн (1914 - 62), Дэвид Даймонд (1915), Питер Меннин (1923 - 83).
Финляндия.
Оскар (отец) Мериканто (1868 - 1924), Леви Мадетоя (1887 - 1947), Ирьё Кильпинен (1892 - 1959), Арре (сын) Мериканто (1893 - 1958), Эйнар Энглунд (1916), Аулис Саллинен (1935), Лейф Сегерстам (1944).
Франция.
Анри Монтан Бертон (1767 - 1844), Фелисьен Давид (1810 - 76), Виктор Массе (1822 - 84), Робер Планкет (1848 - 1903), Альфред Брюно (1857 - 1934), Шарль Кеклен (1867 - 1950), Жан Нугес (1875 - 1932), Луи Обер (1877 - 1968), Эммануэль Бондевиль (1898 - 1987),Марсель Ландовски (1915).
Чехия.
Франтишек Ксавер Душек (1731 - 99), Карл Черни (1791 - 1857), Франтишек Шкроуп (1801 - 62), Ян Непомук Шкроуп (1811 - 92), Ян Аберт (1832 - 1927), Йозеф Богуслав Фёрстер (1859 - 1951), Витезслав Новак (1870 - 1949), Йозеф Сук (1874 - 1935), Эмиль Аксман (1887 - 1947), Эмиль Глобиль (1901), Андрей Оченаш (1911), Мирослав Барвик (1919), Владимир Соммер (1921), Йозеф Матей (1922).
Швейцария.
Луи Нидермейер (1802 - 61), Фридрих Хегар (1841 - 1927), Эмиль Жак-Далькроз (1865 - 1950), Гюстав Доре (1866 - 1943), Фриц Брун (1878 - 1959), Карл Генрих Давид (1884 - 1951), Франк Мартен (1890 - 1974), Вальтер Гайзер (1897), Вилли Буркхард (1900 - 55), Конрад Бек (1901), Рудольф Кельтенборн (1931), Карло-Флориндо Семини, Отмар Шёк.
Швеция.
Отто Ольсон (1879 - 1964), Йеста Нюстрём (1890 - 1966), Вальтер Гайзер (1897), Даг Вирен (1905).
Югославия.
Михайло Вукдрагович (1900), Иван Брканович (1906), Марьян Козина (1907 - 66), Воислав Вучкович (1910 - 42), Станойло Раичич (1910), Василе Мокраняц (1923), Властимир Николовский (1925).
Япония.
Косаку Ямада (1886 - 1965), Сюкити Мицукури (1895 - 1971), Ёрицунэ Мацудайра (1907), Юго Тояма (1931).
Круг шестой. Талантливые композиторы.
       Во избежание недоразумений, сразу кое-что уточним относительно словосочетания "талантливые композиторы", которое не надо понимать буквально - как будто начиная с этого уровня у авторов есть талант, а у видных или популярных он отсутствует. Имеется ввиду, что талантливый композитор обладает некой особой способностью находить музыкальные феномены. Остро чувствует актуальное в искусстве. Его музыка более яркая, чем у видного. Талантливый композитор старается преодолеть клише, выбирая нестандартные решения. Он находит интересные звучания, сочетания, правда, порой неудобные для исполнения. Может даже показаться, что автору не хватает мастерства. Идеи талантливого композитора способны оказывать влияние на коллег. Бывает и так, что талант никак не может реализоваться, и это в некоторых случаях длится годами. Он редко создает шедевры, но в высшей степени содействует тем, кто способен на это. Однако данными признаками характеристика таланта не исчерпывается. В круге талантливых композиторов заметна дифференциация на три неравные группы. Прибегнув к военной лексике, их можно обозначить так: авангард, центр или ядро и арьергард. В авангарде, как и полагается, всегда будет самый малочисленный отряд первопроходцев, чьи задачи "музыкальных разведчиков" нащупывать новые возможности, искать то, что еще никем не найдено. В 20 веке для этого нужен особый тембровый слух, вкус к сонорному моделированию. Центральная - самая многочисленная группа, обладая восприимчивостью ко всему новому, осваивает находки, соединяя их с традициями. Среди них есть те, кто имеет чутье в разворачивании музыкальной формы. Из этой группы выдвигаются фигуры, которых по ряду признаков можно принять за крупных композиторов. Их мастерство возрастает до степени, позволяющей им создавать оперы, симфонии, мессы, оратории и т.д. за очень короткий срок (одну - две недели), шокируя окружающих. И невольно подумаешь, тут либо гений, либо халтурщик! В действительности ни то, ни другое. Однако странно:Казалось бы, что мешает талантливому композитору -труженику войти в ранг крупного? Объяснить это можно тем, что композитор из третьей триады, перерастая все ее ступени, обладая деятельной натурой, прекрасной организацией труда, высокой образованностью, способен совершить прорыв во вторую триаду, и там оставить далеко позади многих талантливых ленивцев. Но несмотря на такую напористость, ему не хватает силы способности, чтобы одолеть планку крупного композитора, но вполне достаточно, чтобы быть среди первых в круге талантливых, служить примером многим коллегам, особенно тем, которые никак не могут справиться со своей ленью. Те же, кто в арьергарде, укрепляя тылы, не торопятся принимать новое. Они могут создавать интересные полотна, близкие к стилизации, но не идентичные ей. Это добротные изделия, так сказать, несколько вышедшие из моды, но в которых чувствуется "порода". В числе данных композиторов ныне встречаются обладатели мелодического дарования. Такого рода творцы как будто родились не в свою эпоху. Им, в сущности, многое чуждо в том времени, в котором они живут и работают. Обобщая сказанное о трех группах талантливых композиторов, приведу в качестве примера их известных представителей. Эдгар Варез (США) - авангард, Александр Кнайфель (Россия) - центр, Говард Шор (США) - арьергард. Бывает и так, что некто, работавший годами в одной группе, переходит в другую - Жан Луи Мартине (Франция).
Австралия.
Феликс Вердер (1922), Ричард Мил (1932).
Австрия.
Игнац Умлауф (1746 - 96), Франц Ксавер Зюсмайр (1766 - 1803), Михаэль Умлауф (1781 - 1842), Ханс Елинек (1901 - 69), Ханс Эрих Апостель (1901 - 72), Альфред Уль (1909), Роберт Шоллум (1913 - 87), Вильгельм Келлер (1920), Анестис Логотетис (1921), Фридрих Кера (1926).
Англия.
Томас Морли (1558 - 1602), Джон Дауленд (1562 - 1626), Семюэл Уэбб (1740 - 1860), Джон Айрленд (1879 - 1962), Уильям Уолтон (1902 - 83), Элизабет Мэконки (1907). Ричард Родни Беннетт (1936), Джонатан Харви (1939), Гэвин Брайерс, Уильям Брукс, Роджер Марш, Брайан Фернейхоу (1943).
Аргентина.
Артуро Берутти (1862 - 1939), Фелипе Боэро (1884 - 1958), Хосе Мария Кастро (1894 - 1964), Хуан Хосе Кастро (1895 - 1968), Луис Джаннео (1897 - 1968), Хуан Карлос Пас (1901 - 72), Родольфо Арисага (1926), Вирту Мараньо (1928).
Бельгия.
Густав Леон Юберти (1843 - 1910), Гийом Лекё (1870 - 94), Люсьен Позман (1952).
Болгария.
Александр Райчев (1922)
Бразилия.
Жозе Сикейра (1907), Сезар Герра Пейши (1914).
Венгрия.
Янош Бихари (1764 - 1827), Янош Лавотта (1764 - 1820), Антал Чермак (1774 - 1822), Марк Рожавёльди (1789 - 1848), Эде Ременьи (1828 - 98), Жольт Дурко (1934).
Германия.
Адам Кригер (1634 - 66), Иоганн Георг Пизендель (1687 - 1755), Иоганн Иоахим Кванц (1697 - 1773), Иоганн Кристоф Фридрих Бах (1732 - 95), Иоганн Абрахам Шульц (1747 - 1800), Эрнст Теодор Гофман (1776 - 1822), Ханс Пфицнер (1869 - 1949), Херберт Эймерт (1897 - 1972), Карл Амадеус Хартман (1905 - 63), Гюнтер Биалас (1907), Роман Хайбеншток-Рамати (1919), Эрхард Каркошка (1923), Гюнтер Беккер (1924), Ханс Отте (1926), Роланд Кайн (1933), Маттус Зигфрид (1934). Михаель фон Биль (1937), Томас Кеслер (1937), Йорк Хёллер (1944), Клаус Ханрих Штамер (1941), Петер Ружичка (1948), Вольфганг Рим (1952), Хайнц Пауль Дитрих
Греция.
Спиридон Ксиндас (1812 - 96), Павлос Карер (1829 - 96), Мариос Варвоглис (1885 - 1967), Эмилиос Ривдис (1885 - 1935), Петрос Петридис (1892 - 1978), Николас Скалкотас (1904 - 49), Янис Христу (1926 - 70), Теодорос Антониу (1935).
Дания.
Кристоф Эрнст Фридрих Вайсе (1774 - 1842), Андреас Петер Берггрен (1801 - 80),Фридрих Кулау (1786 - 1832), Кристиан Хорнеман (1840 - 1906), Эринг Тарп Свенг (1908).Пер Нёргор (1932), Андреас Норденторф, Карл-Аге Расмуссен, Эрик Хьюгард, Нильс Розинг-Шоу,
Испания.
Диего Ортис (1510 - 70), Томас Бретон (1850 - 1923), Франсиско Таррега Эшеа (1852 -1909), Карлос Суринах (1915).
Италия.
Джозеффо Царлино (1517 - 90), Джулио Каччини (1550 - 1618), Джованни Франческо Анерио (1567 - 1630), Филиппо Витали(1590 - 1653), Марко Мараццоли (1602 - 62), Джованни Баттиста Витали(1632-92), Томазо Антонио Витали (1663 - 1745), Эммануэле Асторга (1680 - 1758), Франческо Мария Верачини (1690 - 1768), Никола Логрошино (1698 - 1767), Винченцо Легренцио Чампи (1719 - 62), Луиджи Ардити (1822 - 1909), Амилькаре Понкьелли (1834 - 86), Умберто Джордано (1867 - 1948), Балилла Прателла (1880 - 1955), Риккардо Малипьеро (1914).Франко Донатони (1927),
Куба.
Игнасио Сервантес Каванаг (1847 - 1905), Хосе Маури Эстеве (1856 -1937), Хосе Ардеваль (1911 - 81), Арольд Граматхес (1918), Архельерс Леон (1918), Хуан Бланко (1920), Карлос Фариньяс (1934), Лео Брауэр (1939).
Мексика.
Хосе Ролон (1883 - 1945), Канделарио Уисар (1888 - 1970), Даниель Айяла Перес (1908 - 75), Карлос Хименес Мабарак (1916).
Нидерланды.
Ханс Хенкеманс (1913 - 95), Маринус Флотхейс (1914), Лекс ван Делден (1919 - 88), Тео Лувенди (1930), Энрике Рашак (1932), Отто Кёттинг (1935), Герт ван Кёле (1943), Петер Жан Вагеманс.
Норвегия.
Валдемар Тране (1790 - 1828), Рикард Нурдрок (1842 - 66), Давид Монрад Юхансен (1888 - 1974), Финн Мортенсен (1922), Эдвард Флифлет Брейн (1924 - 76), Эгиль Ховланн (1924).
Польша.
Леополита (1540 - 89), Адам Яжембский (1590 - 1648), Бартоломей Пенкель (? - 1670), Михаил Клеофас Огиньский (1765 - 1833), Мария Шимановская (1789 - 1831), Генрик Венявский (1835 - 80), Генрик Гурецкий (1933), Казимеж Сероцкий (1922 - 81), Ромуальд Твардовский (1930), Петр Перковский (1901), Ян Кренц (1926), Аугустын Блёх (1929), Богуслав Шеффер, Эльжбет Сикора, Здислав Перник, Роман Заячек, Мариан Борковский.
Португалия.
Мануэл Коэлью да Кошта (1555 - 1633), Фернанду Лопиш Граса (1906).
Россия, СССР, СНГ.
Максим Березовский (1745 - 77), Иван Хандошкин (1747 - 1804), Евстигней Фомин (1761 - 1800), Лев Гурилев (1770 - 1844), Александр Алябьев (1787 - 1851), Александр Варламов (1801 - 48), Александр Гурилёв (1803 - 58), Семён Гулак-Артемовский (1813 - 73), Александр Серов (1820 - 71), Цезарь Кюи (1835 - 1918), Сергей Ляпунов (1859 - 1924), Василий Калинников (1866 - 1900/ 01), Владимир Ребиков (1866 - 1920), Комитас (1869 - 1935), Михаил Матюшин (1861 - 1934), Артур Лурье (1891 - 1966), Микалоюс-Константинас Чурлёнис (1875 - 1911), Николай Рославец (1880 - 1944), Владимир Дешевов (1889 - 1955), Гавриил Попов (1904 - 72), Борис Клюзнер (1909 - 75), Вадим Салманов (1912 - 78), Тихон Хренников (1913 - 2008), Александр Локшин (1920 - 87), Филипп Гершкович, Герман Галынин (1922 - 66), Отар Тактакишвили (1924 - 89), Андрей Эшпай (1925), Вениамин Флейшман, Люциан Пригожин (1926 - 1994), Ромуальд Гринблат (1930), Андрей Петров (1930 - 2006), Вильо Тормис (1930), Николай Сидельников (1930), Владимир Цытович (1931), Герман Окунев (1931 - 73), Сергей Слонимский (1932), Андрей Волконский (1933), Юрий Фалик (1936), Александр Мнацаканян (1936), Вячеслав Овчинников (1936), Эдуард Артемьев (1937), Юрий Буцко (1938), Виктор Суслин, Валерий Гаврилин (1939 - 1999), Геннадий Белов (1939),Александр Кнайфель (1943), Владимир Сапожников (1945), Владимир Мартынов (1946), Николай Корндорф (1947), Виктор Екимовский (1947).
Румыния.
Мирча Кириак (1919), Лауренциу Профета (1925), Паскал Бентою (1927), Тибериу Олах (1928).
Словакия.
Микулаш Мойзес (1872 - 1944), Иван Грушовский (1927 -2001), Илья Зеленька (1932).
США.
Френсис Хопкинсон (1737 - 91), Антон Филипп Хайнрик (1781 - 1861), Эдвард Бёрлингем Хилл (1872 - 1960), Даниел Грегори Мейсон (1873 - 1953), Уоллингфорд Риггер (1885 - 1961), Джордж Антейл (1900 - 59), Джордж Рочберг (1918), Чарльз Вуоринен (1938), Артур Фаруэлл (1872 - 1952), Джон Карпентер (1876 - 1951), Эдгар Варез (1883 - 1965), Ирвин Файн (1914 - 62), Лион Кёрчнер (1919), Филипп Гласс (1937), Роджер Рейнольдс (1934), Джон Кулидж Адамс (1947), Тод Маковер, Джон Каунинг, Чарльз Бестор, Говард Шор, Ванесса Ланн, Мунк Мередит, Мортон Субботник, Стив Райх, Терри Райли.
Турция.
Ульви Джемаль Эркин (1906 - 72).
Франция.
Филипп де Витри (1291 - 1361), Клод Ле Жён (1530 - 1600), Луи Куперен (1626 - 61), Робер Камбер (1628 - 77), Жан Мари Леклер (старший) (1697 - 1764), Француа Андре Филидор (1726 - 95), Никола Далейрак (1753 - 1809), Густав Самазёй (1877 - 1967), Анри Дюпарк (1848 - 1933), Эрнест Шоссон (1855 - 99), Эрик Сати (1866 - 1925), Надя Буланже (1887 - 1979), Луи Дюрей (1888 - 1979), Андре Жоливе (1905 - 74), Поль Арма (1905), Пьер Шеффер (1910), Жан Франсе (1912), Жан Луи Мартине (1912), Бернард Пармеджани (1927), Пьер Анри (1927), Жан Бараке (1928 - 73), Клод Лефебр (1931), Француа Бернард Маш (1935), Жильбер Ами (1936), Поль Мефано (1937), Жан Клод Элой (1938) , Хуго Дюфур (1943), Жерар Гризи (1946), Клод Вивье (1948 - 83), Тристан Мюрай (1947), Филипп Манури (1952), Жаклин Фонтен
Финляндия.
Мартин Вегелиус (1846 - 1906), Роберт Каянус (1856 - 1933), Эрик Бергман (1911), Эркки Сальменхара (1941),Ярмо Сермиля (1939).
Чехия.
Павел Враницкий (1756 - 1808), Антонин Враницкий (1761 - 1820), Рудольф Прохазка (1864 - 1936), Павел Хаас (1899 - 1944), Ханс Краса (1899 - 1944), Гидеон Кляйн (1919 - 45), Святоплуг Гавелка (1925), Вацлав Кучера (1929), Владислав Кубик (1946).
Швейцария.
Дарбеллэй Жан Люк, Хайнс Холигер, Пьер Висмер (1915).
Югославия.
Даворин Енко (1835 - 1914), Йосиф Маринкович (1851 - 1931), Стеван Мокраняц (1856 - 1914), Станислав Бинички (1872 - 1942), Стеван Христич (1885 - 1958), Крешимир Баранович (1894 - 1975), Славко Остерц (1895 - 1941), Йосип Славенский (1896 - 1955), Примож Рамовш (1921), Милко Келемен (1924), Иво Малек (1925), Александр Обрадович (1927), Винко Глобокар (1934).
Япония.
Митио Мияги (1894 - 1956), Ясуси Акутагава (1925 - 89), Тору Такэмицу (1930), Кадзуо Фукусима (1930).
Круг пятый. Крупные композиторы.
       Свет в искусстве - это расширение кругозора. Кажется, подобной мыслью руководствуется крупный композитор, по сути - просветитель. Им становится тот, кто имея талант, справился с собой, сумел организовать свою жизнь, направив ее в русло упорядоченной деятельности. К крупным относятся мастера как с большим объемом творчества, так и с небольшим, но ярким, имеющим огромное значение для своей страны. Иными словами, вызывающие интерес у музыкальной элиты, культурных людей страны. Если нет выдающихся, гениев, великих, то это всегда первые, лучшие композиторы нации. Их музыку рекомендуют Министерства Культуры к изучению в высших музыкальных учебных заведениях. О них долго помнят. Пишут статьи, книги. К юбилеям проводят конференции. Крупный композитор является культурообразующей, школообразующей фигурой. Он один, как целый институт. Для крупных композиторов, эмигрирующих в другие страны, существует опасность быть забытыми там и недостаточно оцененными на родине. Такая опасность меньше для выдающихся композиторов. Её нет для гениев, чье творчество принадлежит всему миру. С течением времени лучшие произведения крупных композиторов прочно занимают место в концертной практике, наряду с творениями мастеров из более высоких кругов.
Австралия.
Венцель Роберт фон Галленберг (1783 - 1839), Джон Антилл (1904), Малькольм Уильямсон (1931)
Австрия.
Георг Муффат (1653 - 1704), Георг Кристоф Вагензейль (1715 - 77), Михаэль Гайдн (1737 - 1806), Венцель Роберт фон Галленберг (1783 - 1839), Александер фон Цемлинский (1871 - 1942), Иоганн Непомук Давид (1895 - 1977), Эрнест Титтель (1910 - 96), Готфрид Эйнем (1918).
Англия.
Чарльз Дибдин (1745 - 1814), Муцио Клементи (1752 - 1832), Хьюберт Перри (1848 - 1917), Гренвилл Банток (1868 - 1946), Густав Холст (1874 - 1934), Фриц Харт (1874 - 1949), Артур Бенджамин (1893 - 1960), Уильям Уолтон (1902 - 83), Майкл Типпет (1905), Питер Расин Фриккер (1920 - 90), Питер Дейвис (1934).
Аргентина.
Альберто Вильямс (1862 - 1952), Хакобо Фишер (1896 - 1978), Роберто Гарсия Морильо (1911).
Бельгия.
Петер Леопольд-Леонард Бенуа (1834 - 1901), Жан Абсиль (1893 - 1974).
Болгария.
Георги Атанасов (1882 - 1931), Веселин Стоянов (1902 - 69),Любомир Пипков (1904 - 74). Марин Големинов (1908), Пенчо Стоянов (1931), Димитр Христов (1933),
Бразилия.
Карлул Антониу Гомис (1836 - 96), Франсиску Миньони (1897), Радамес Гнатали (1906), Камаранчу Гуарньери (1907), Клаудиу Сантору (1919 - 89).
Венгрия.
Ференц Легар (1870 - 1948), Михай Мошоньи (1815 - 1870), Пал Кадоша (1903 - 83), Дьёрдь Куртаг, Шандор Соколаи (1931).
Германия.
Людвиг Зенфль (1486 -1542), Генрих Альберт (1604 - 51), Иоганн Кристоф Бах (1642 - 1703), Иоганн Кунау (1660 - 1722), Георг Бём (1661 - 1733), Иоганн Маттезон (1681 - 1764), Кристоф Граупнер (1683 - 1760), Карл Генрих Граун (1703 - 1759), Вильгельм Фридеман Бах (1710 - 84), Иоганн Готлиб Науман (1741 - 1801), Фридрих Генрих Химмель (1765 - 1814), Карл Лёве (1796 - 1869), Альберт Лорцинг (1801 - 51), Фердинанд фон Хиллер (1811 - 85), Йозеф Иоахим Рафф (1822 - 82), Макс Брух (1838 - 1920), Макс Буттинг (1888 - 1976), Пауль Дессау (1894 - 1979), Борис Блахер (1903 - 75), Вольфган Фортнер (1907), Диттер Шнебель (1930), Рольф Рим (1937), Удо Циммерман (1943), Хайнц Пауль Дитрих.
Греция.
Николаос Мандзарос (1795 - 1873), Дионисиос Лаврангас (1864 - 1941), Манолис Каломирис (1883 - 1962).
Дания.
Йоханн Петер Эмилиус Хартман (1805 - 1900), Нильс Гаде (1817 - 90), Асгер Хамерик (отец) (1843 - 1923), Кнудоге Рисагер (1897 - 1974), Эббе Хамерик (сын) (1898 - 1951), Ваги Хольмбу (1909), Нильс Виго Бенсон (1919).
Испания.
Мигель де Фуэнльяна (1500 - 79), Луис Милан (1500 - 60), Антонио Кабесон (1510 -66), Франсиско Геррело (1528 - 99), Хуан Кабанильес (1644 - 1712), Антонио Кальдара (1670 - 1736), Франсиско Барбьери (1823 - 94), Руперто Чапи-и-Лоренте (1851 - 1909), Энрике Гранадос-и-Кампинья (1867 - 1916), Хоакин Турина (1882 - 1949),
Италия.
Кьодзотто Кроче (1557 - 1609), Грегорио Аллегри (1582 - 1652), Паоло Агостини (1583 - 1629), Стефано Ланди (1587 - 1639), Тарквинио Мерула (1594 - 1665), Саломоне Росси (1598 - 1653), Джованни Баттиста Бассани (1657 - 1716), Антонио Лотти (1667 - 1740), Джованни Баттиста Бонончини (1670 - 1747), Томазо Альбинони (1671-1755), Франческо Джеминиани (1680 - 1762), Франческо Дуранте (1684 - 1755), Джованни Баттиста Сомис (1686 - 1763), Никола Порпора (1686 -1768), Бенедетто Марчелло (1686 - 1739), Леонардо Винчи (1690 - 1730), Леонардо Лео (1694 - 1744), Эджидио Ромуальдо Дуни (1709 - 75), Пьетро Алессандро Гульеми (1728 - 1804), Джузеппе Сарти (1729 - 1802), Антонио Саккини (1730 - 86), Доминико Чимароза (1749 - 1801), Никколо Антонио Цингарелли (1752 - 1837), Пьетро Карло Гульми (1763 - 1817), Ферручио Бузони (1866 - 1924), Ильдебрандо Пиццетти (1880 - 1968), Альфредо Казелла (1883 - 1947), Витторио Риети (1898), Джан Карло Менотти (1911), Бруно Мадерна (1920 - 73), Сильвано Бусотти (1931).
Корея. Изанг Юн (1917).
Куба.
Эстебан Салас-и-Кастро (1725 - 1803), Мануэль Саумель Робредо (1817 - 70), Эдуардо Санчес де Фуэнтес (1874 - 1944), Амадео Рольдан (1900 - 39), Алехандро Гарсиа Катурла (1906 - 40).
Мексика.
Хулиан Каррильо (1875 - 1965), Мануэль Мария Понсе (1886 - 1948), Сильвестре Ревуэльтас (1899 - 1940), Карлос Чавес (1899 - 1978).
Нидерланды.
Юлиус Рёнтген (1855 - 1932), Кристиан Синдинг (1856 - 1941), Альфонс Дипенброк (1862 - 1921), Йохан Вагенар (1862 - 1941), Виллем Пейпер (1894 - 1947), Гильом Ландре (1905 - 68), Хенк Баддингс (1907 - 87), Рудольф Эсхер (1912 - 80), Тон де Леу (1926 - 96), Льюис Андриссен (1939).
Норвегия.
Халфдан Хьерульф (1815 - 68), Юхан Свенсен (1840 - 1911), Юханнес Хорклоу (1847 - 1925), Герхард Шельдеруп (1859 - 1933), Юхан Хальворсен (1864 - 1935), Фартейн Улаф Вален (1887 - 1952), Бьярне Брустад (1895), Клаус Эгге (1906), Ейр Твейтт (1908 - 81), Кнут Нюстед (1915), Арне Нурхейм (1931).
Польша.
Миколай из Кракова (1 пол. 16 века), Кароль Курпинский (1785 - 1857), Зыгмунд Носковский (1846 - 1909), Людомир Ружицкий (1884 - 1953), Казимеж Сикорский (1895 - 1986), Болеслав Шабельский (1896 - 1979), Гражина Бацевич (1913), Кшиштоф Мейер (1943).
Португалия.
Франсишку Антониу д'Алмейда (1702 - 55), Давид Периш (1711 - 78), Маркуш Антонью Португал да Фонсека (1762 - 1830), Жоан Домингуш Бонтемпу (1775 - 1842), Аугушту ди Оливейра Машаду (1845 - 1924), Луиш Мариу да Фрейташ Бранку (1890 - 1955), Фернанду Лопиш Граса (1906).
Россия, СССР, СНГ.
Василий Пашкевич (1742 - 97), Дмитрий Бортнянский (1751 - 1825), Милий Балакирев (1836 - 1910), Анатолий Лядов (1855 - 1914), Михаил Ипполитов-Иванов (1859 - 1935), Мелитон Баланчивадзе (1862 - 1937), Александр Спендиаров (1871 - 1928), Сергей Василенко (1872 - 1956), Николай Черепнин (1873 - 1945), Захарий Палиашвили (1873 - 1933), Рейнгольд Глиер (1874 - 1956), Николай Метнер (1877 - 1961), Артур Капп (1878 - 1952), Владимир Щербачев (1889 - 1952), Александр Черепнин (1899-1977), Александр Мосолов (1900 - 73), Виссарион Шебалин (1902 - 63), Андрей Баланчивадзе (1906), Георгий Свиридов (1915), Борис Чайковский (1925 - 96), Сулхан Цинцадзе (1925), Авет Тертерян (1929), Эдисон Денисов (1929), Софья Губайдулина (1931), Родион Щедрин (1932), Гия Канчели (1935), Арво Пярт (1935), Тигран Манцурян (1939).
Румыния.
Димитрие Куклин (1885 - 1978), Михаил Жора (1891 - 1917), Михаил Андрику (1894 - 1974), Сабин Драгой (1894 - 1968), Пауль Константинеску (1909 - 63).
Словакия.
Ян Левослав Белла (1843 - 1936), Александр Мойзес (1906 - 84), Дезидер Кардош (1914), Роман Бергер (1930).
США.
Джон Пейн (1839 - 1906), Джордж Уайдфилд Чедвик (1854 - 1931), Эдуард Мак-Доуэлл (1860 - 1908), Хорейшио Паркер (1863 - 1919), Фредерик Конверс (1871 - 1940), Генри Кимболл Хедли (1871 - 1937), Эрнест Блох (1880 - 1959), Джон Беккер (1886 - 1961), Генри Кауэлл (1897 - 1965), Рой Харрис (1898 - 1979), Росс Ли Финни (1906), Эли Сигмейстер (1909), Уильям Шумен (1910), Винсент Персикетти (1915 - 87), Милтон Беббит (1916), Леонард Бернстайн (1919), Лукас Фосс (1922), Эрл Браун (1926), Мортон Фельдман (1926-1987)
Финляндия.
Бернхард Круссель (1775 - 1838), Эркки Мелартин (1875 - 1937), Селим Палмгрен (1878 - 1951), Тойво Куула (1883 - 1918), Уно Клами (1900 - 61), Йонас Кокконен (1921), Эйноюхани Раутавара (1928),Кайя Саариахо (1952).
Франция.
Жан Титлуз (1564 - 1633), Жак Шамбоньер (1611 - 1672), Марк Антуан Шарпантье (1634 - 1704), Мишель Ришар Делаланд (1657 - 1726), Андре Кампра (1660 - 1744), Андре Кардиналь Детуш (1672 - 1749), Жан Франсуа Дантриё, Жан Жак Руссо (1712 - 78), Жан Франсуа Лесюэр (1760 - 1837), Андриен Буальдьё (1775 - 1834), Фроманталь Галеви (1799 - 1862), Адольф Адан (1803 - 56), Амбруаз Тома (1811 - 96), Эдуард Лало (1823 - 92), Эмманюэль Шабрие (1841 - 94), Габриель Шоре (1845 - 1924), Гюстав Шарпантье (1860 - 1956), Поль Дюка (1865 - 1935),Жермен Тайфер (1892 - 1983), Жорж Орик (1899 - 1983), Анри Соге (1901).
Чехия.
Франтишек Тума (1704 - 74), Франтишек Бенда (1709 - 86), Иржи Антонин Бенда (1722 - 95), Франтишек Ксавер Брикси (1732 - 71), Антонин Фильц (1733 - 60), Ян Кршитител Ваньхаль (1739 - 1813), Карел Стамиц (1745 - 1801), Антонин Стамиц (1750 - 96), Ян Владислав Дусик (1760 - 1812), Вацлав Ян Томашек (1774 - 1850), Карел Бендль (1838 - 97), Зденек Фибих (1850 - 1900), Алоис Хаба (1893 - 1973), Милослав Кабелач (1908 - 79).
Швейцария.
Ханс Хубер (1852 - 1921), Герман Зутер (1870 - 1973), Анри Ганьебен (1886 - 1977), Генрих Зутермейстер (1910).
Швеция.
Франц Бервальд (1796 - 1868), Хуго Альвен (1872 - 1960), Курт Аттерберг (1887 - 1974), Хильдинг Русенберг (1893), Эдуард Тубин (Швеция - Эстония ; 1905 - 82).Гуннар Фрумери (1908), Эрик Вильнер Ларсон (1908), Эрланд фон Кох (1910).
Югославия.
Иван Зайц (1832 - 1914), Благое Берса (1873 - 1934), Петар Конёвич (1883 - 1970), Милое Милоевич (1884 - 1946), Яков Готовац (1895 - 1982), Матия Бравничар (1897 - 1977), Блаж Арнич (1901 - 70), Милан Ристич (1908 - 82), Степан Шулек (1914).
Япония.
Тосиро Маюдзуми (1929), Ёсиро Ирино (1921 - 80).
Круг четвертый. Выдающиеся композиторы.
       Многое из того, что было сказано в качестве характеристики, касающейся крупных композиторов, применимо и к выдающимся, с той только разницей, что в их задачи входит, если нет гениев и великих, выдвигать культуру своего народа на высоту времени, либо удерживать на ней. Выдающиеся композиторы по дарованию приближаются к гениям, а в отдельных, лучших своих творениях становятся с ними в один ряд. В таких случаях музыка выдающихся композиторов перерастает рамки национальных культур и становится достоянием мира. Выдающихся композиторов очень мало. Они почти столь же редки, как и гении. Ныне в России нет ни одного гения старше шестидесяти лет. Что же касается выдающихся, то от построенных определений, поддерживающих друг друга в данной таблице мне надо либо отказаться, сочтя их неверными, либо согласно им, признать Бориса Тищенко - петербургского мастера единственным, ныне живущим, выдающимся композитором России. Таковым может быть только тот, у кого, если не углубляться во все творчество, есть хотя бы одно крупное, не только яркое, популярное, но безусловно выдающееся творение. У Тищенко это музыка балета "Ярославна". Определяющим фактором является музыкальный феномен, заряженный огромной внутренней силой, вызывающей у слушателя чувства восхищения, удивления.
Австралия.
Альфред Хилл (1870 - 1960)
Австрия.
Генрих Игнац Франц фон Бибер (1644 - 1704), Иоганн Йозеф Фукс (1660 - 1741), Карл Диттерс фон Диттерсдорф (1739 - 99), Хуго Вольф (1860 - 1903).
Англия.
Джон Данстейбл (1390 - 1433), Джон Булл (1562 - 1628), Уильям Беннетт (1816 - 75), Чарльз Вильерс-Станфорд (1852 - 1924), Эдуард Элгар (1857 - 1937), Фредерик Дилиус (1862 - 1934), Ралф Воан-Уильямсон (1872 - 1958).
Аргентина.
Альберто Хинастера (1916 - 83), Маурисио Кагель (1931).
Бельгия.
Жиль Беншуа (1400 - 60), Арнольд фон Брук (1490 - 1554), Анри Пуссёр (1929)
Бразилия.
Этторио Вила-Лобос (1887 - 1959).
Венгрия.
Ференц Эркель (1810 - 93), Золтан Кодаи (1882 - 1967), Ференц Фаркаш (1905).
Германия.
Ханс Лео фон Хаслер (1564 -1612), Михаэль Преториус (1571 - 1621), Иоганн Герман Шейн (1586 - 1630), Самуэль Шейдт (1587 - 1654), Андреас Хаммершмидт (1611 - 75), Иоганн Якоб Фробергер (1616 - 67), Иоганн Каспар фон Керль (1627 - 93), Иоганн Людвиг Бах (1677 - 1731), Иоганн Готфрид Вальтер (1684 - 1748), Иоганн Адольф Хассе (1699 - 1783), Иоганн Готлиб Граун (1703 - 71), Иоганн Кристиан Каннабих (1731 - 98), Иоганн Шоберт (1740 - 67), Георг Йозеф Фоглер (1749 - 1814), Иоганн Фридрих Рейхард (1752 - 1814), Энгельбер Хумпердинг (1854 - 1921), Йозеф Матиас Хауэр (1883 - 1959), Ханс Эйслер (1898 - 1962), Курт Вейль (1900 - 50), Карл Орф (1895 - 1982), Бернд Алоиз Циммерман (1918 - 70), Хельмут Лахенман (1935), Ханс Вернер Хенце (1926).
Греция.
Микис Теодаракис (1925).
Дания.
Карл Нильсен (1865 - 1931).
Испания.
Хуан дель Энсина (1468 - 1529), Томас Луис де Виктория (1548 - 1611), Антонио Солер (1729 - 83), Филипе Педрель (1841 - 1922), Исаак Альбенис (1860 - 1909).
Италия.
Джованни да Фиренце (14 в.), Якопо да Болонья (14 в. ), Франческо Ландино (1325 - 97), Адриан Вилларт (1485 - 1562), Клаудио Меруло (1533 - 1604), Лука Маренцио (1553 - 99), Луиджи Росси (1598 - 1653), Франческо Кавалли (1602 - 76), Орацио Беневоли (1605 - 72), Антонио Чести (1623 - 69), Джованни Легренци (1626 - 90), Франческо Провенцале (1627 - 1704), Алессандро Страделла (1644 - 82), Антонио Кальдара (1670 - 1736), Пьетро Локателли (1695 - 1764), Джованни Баттиста Мартини (1706 - 84), Бальдассаре Галуппи (1706 - 85), Никколо Йоммелли (1714 - 74), Томмазо Траэтта (1727 - 79), Никколо Пиччини (1728 - 1800), Джованни Паизиелло (1740 - 1816), Луиджи Боккирини (1743 - 1805), Антонио Сальери (1750 - 1825), Джованни Баттиста Виотти (1755 - 1824), Гаспаре Спонтини (1774 - 1851), Гаэтано Доницетти (1797 - 1848), Винченцо Беллини (1801 - 35), Руджеро Леонкавалло (1857 - 1919), Пьетро Масканьи (1863 - 1945), Франческо Чилеа (1866 - 1950), Умберто Джордано (1867 - 1948), Отторино Респиги (1879 - 1936), Джан Франческо Малипьеро (1882 - 1973), Луиджи Даллапиккола (1904 - 75).
Нидерланды.
Жиль Беншуа (1400 - 60), Хенрик Изак (1450 - 1517).
Норвегия.
Харалд Северуд (1897).
Польша.
Марцин Мельчевский (1590 - 1651), Юзеф Ксаверий Эльснер (1769 - 1854), Станислав Монюшко (1819 - 72).
Португалия. Жозе Антонью Карлош Сейшас (1704 - 42), Жоан ди Карвалью (1745 - 98), Жозе Виана да Мота (1868 - 1948).
Россия.
Александр Даргомыжский (1813 - 69), Антон Рубинштейн (1829 - 94), Николай Лысенко (1842 - 1912), Сергей Танеев (1856 - 1915), Александр Глазунов (1865 - 1935), Николай Мясковский (1881 - 1950), Арам Хачатурян (1903 - 78), Альфред Шнитке (1934 - 1998), Борис Тищенко (1939).
Румыния.
Джордже Энеску (1881 - 1955).
Словакия.
Эуген Сухонь (1908), Ян Циккер (1911 - 89).
Словения.
Якоб Галлус (1550 - 91).
США.
Уолтер Пистон (1894 - 1976), Роджер Сешнс (1896 - 1985), Джордж Гершвин (1898 - 1937), Аарон Копленд (1900), Эрнст Кшенек (1900), Эллиот Картер (1908), Сэмюэл Барбер (1910 - 81), Джан Карло Менотти (1911), Джордж Крамб (1929).
Финляндия.
Ян Сибелиус (1865 - 1957).
Франция.
Леонин (2пол. 12 века), Перотин (кон. 12 века - 1/3 13 века), Клод Гудимель (1514 - 72), Франсуа Андре Филидор (1726 - 95), Пьер Александр Монсиньи (1729 - 1817), Франсуа Жозеф Госсек (1734 - 1829), Андре Эрнест Модест Гретри (1741 - 1813), Луиджи Керубини (1760 - 1842), Этьен Мегюль (1763 - 1817), Анри Монтан Бертон (1767 - 1844), Адриен Буальдьё (1775 - 1844), Даниэль Франсуа Обер (1782 - 1871), Шарль Гуно (1818 - 93), Жак Оффенбах (1819 - 80), Сезар Франк (1822 - 90), Камиль Сен-Санс (1835 - 1921), Лео Делиб (1836 - 91), Жюль Массне (1842 - 1912),Габриэль Форе (1845 - 1924), Венсан д'Энди (1851 - 1931), Альбер Руссель (1869 - 1937), Дариюс Мийо (1892 - 1974), Анри Дютиё (1916).
Чехия.
Ян Зеленка (1679 - 1745), Богуслав Матей Черногорский (1684 - 1742), Франтишек Ксавер Рихтер (1709 - 89), Антонин Рейха (1770 - 1836), Богуслав Мартину (1890 - 1959).
Швеция.
Юхан Руман (1694 - 1758), Вильгельм Петерсон-Бергер (1867 - 1942), Вильгель Стенхаммар (1871 - 1927).
Круг третий. Гении.
       Как уже было сказано, творчество гения существенно для целого мира. А его принадлежность к какому-либо народу имеет значение в большей степени для самого народа, ибо гений возвышает культуру. То, как воспринимали гения в давние времена, до сих пор представляется интересным. Для рассмотрения я выбрал три точки зрения. Две из них эзотерического плана, своими истоками уходят в прошлое, одна - экзотерическая, соответствует настоящему.
1. Гений - божий избранник, посланник духовного мира, спускаясь с духовно-космических высот, воплощается в тело человека с определенной миссией. Отсюда вывод. - Гением нельзя стать по желанию. Это выбор не человека, а божественный промысел. Умонастроение, господствующее в христианской религии и философии, не позволяет найти удовлетворительный ответ на вопрос - За какие заслуги человек получает дарование? Если воспользоваться идеей реинкарнации, тогда многое становится объяснимо. Дарование прямо пропорционально объему доброты, накопленной в течении ряда жизней, сгущенной в Я человека. Добрые и злые поступки, совершенные во время земных жизней, метаморфизируются в посмертном странствии в новые качества души. Добро улучшает. Это восходящее, эволютивное развитие человека. Зло, напротив, ухудшает. Это нисходящее, инволютивное развитие. Гений несет в себе сгусток доброты, в котором сокрыто страдание. Отсюда выражение "Кто глубоко не падал, не имеет силы к восхождению" (Даниил Андреев).
2. Гений подобен одержимому. Древние греки, опираясь на предания, верили, что за гениальным человеком стоит духовное существо демонического типа. Демон и человек работают вместе. Демон в не меньшей степени заинтересован в совместной работе для собственной эволюции. Их задача - вносить в культуру человечества новые импульсы, расширять горизонты в представлении о прекрасном. Плоды такой деятельности современниками не всегда воспринимаются. Музыка может показаться непривычной, отталкивающей и даже уродливой. Но через какое-то время творчество гения будет воспринято как откровение. Есть и другое сочетание человека и инспирирующего его духа. Когда человек не выглядит одержимым, но все-таки является гениальным. В качестве примера приведу имена Александра Скрябина и Сергея Рахманинова. Первый - "одержимый", его творчество устремлено в будущее, другой, так сказать, "нормальный", всем своим существом погружен в традицию. Оба - равновеликие фигуры. Гениев прошлого можно объяснить, пользуясь двумя этими понятиями: "божий избранник" и "одержимый духом". Такого рода представления о гениальности невозможно доказать, равно как и опровергнуть. Третий взгляд, исключающий божественно-духовное в объяснении гениальности, признает сверходаренную личность, опирающуюся на свои собственные силы, на изучение опыта предшественников, преданность делу, развитый вкус, умение ждать, тщательный отбор, размышление, труд, незаурядную интуицию, тонкий музыкальный слух, фантазию, сосредоточенность, любознательность, высокую образованность, объемную музыкальную память, чувство актуальности и т.д. Такое понимание открывает доступ к развитию гениальности многим людям, к ней может стремиться каждый. Есть проблема распознавания гениальности у авторов новой музыки, если слух воспитан на классической традиции. По этой причине знатоки музыки венских классиков, оказывались по-детски беспомощными перед творениями мастеров нововенской школы. И до сих пор оказываются в не лучшем положении перед сочинениями гениальных композиторов второй половины 20 века. В чем же суть проблемы? Отчасти в том, что впервые в истории музыки появляется нечто, требующее для восприятия иные силы, отчасти, в недостаточном изучении новой музыки. До второй половины 20 века мелодия, мотив имели первостепенное значение, через них душа "считывала" душевно-духовное содержание из звучания произведения. В 50-е годы ситуация меняется. Композиторы-новаторы освобождают музыку от всего, с чем она была традиционно связана. Религия, эмоции покидают музыку, оставляя ее в пределах поля чистой абстракции. Человек больше не в центре музыкального искусства. С невиданной ранее интенсивностью открываются новые звуковые сочетания. Композитор теперь уподобляется ученому, проводящему эксперименты над звуками, расщепляя на составляющие их частицы, моделируя из них структуры, из которых вырастает звуковой континуум - новая форма музыки, разворачивание которой характеризуется сознательным преодолением прежних опорных моментов, принимая во внимание фактор непредсказуемости в звуковом становлении, как в целом, так и на единицу времени. Вместо формальной сетки, выбирается интуитивное нахождение каждого последующего момента, требующего от композитора большего напряжения творческой воли. Однако подобное отношение к творчеству во второй половине 20 века было не единственным. Продолжали работать мастера, для которых музыка оставалась средством выражения духовно-душевного. Среди таковых гениальный композитор Галина Уствольская. Феномен ее трагической музыки можно прочесть как молитву. - Господи не за себя молю, но за всех. Ибо пропадут все - пропаду и я. Не оставляй нас! Враг подходит изнутри через амбиции. Люди теряют человечность. Ее вырывают кусками. В кого же мы превратимся? Если Ты, даровавший нам человечность, Не охранишь ее в нас для нас.
Некоторые из передовых композиторов второй половины 20 века, увлеченные вначале духом чистого эксперимента, позднее пришли к сочетанию новых выразительных средств с направленностью, отголосками напоминающей традиционное наполнение музыкального искусства. (Пендерецкий, Лютославский, Ноно, Кейдж, Ксенакис, Лигети, Берио и т.д).
Англия.
Бенджамин Бриттен (1913 - 76).
Австрия.
Антон Брукнер (1824 - 96), Антон Веберн (1883 - 1945), Альбан Берг (1885 - 1935).
Венгрия.
Дьёрдь Лигети (1923-2006).
Германия.
Генрих Шютц (1585 - 1672), Дитрих Букстехуде (1637 - 1707), Иоганн Пахельбель (1653 -1706), Карл Филипп Эмануэль Бах (1714 - 88), Карл Мария фон Вебер (1786 - 1826), Феликс Мендельсон-Бартольди (1809 - 47), Карлхайнц Штокхаузен (1928 - 2007).
Греция.
Янис Ксенакис (1922-2001).
Испания.
Мануэль де Фалья (1876 - 1946).
Италия.
Джованни Баттиста Саммартини (1700 - 75), Андреа Габриели (1520 - 86), Джованни Габриели (1553 - 1612), Джезуальдо ди Веноза (1560 - 1613), Лодовико Виадана (1550 - 1627), Якопо Пери (1561 - 1633), Джакомо Кариссими (1605 - 74), Доменико Скарлатти (1685 - 1757), Джузеппе Тартини (1692 - 1770), Арканджело Корели (1653 - 1713), Джузеппе Торелли (1658 - 1709), Джованни Баттиста Перголези (1710 - 36), Никколо Паганини (1782 - 1840), Джакомо Пуччини (1858 -1924), Джиачинто Шелси (1905 - 88), , Луиджи Ноно (1924 - 90), Лучано Берио (1925).
Нидерланды.
Жоскен Депре (1440 - 1521 или 1524), Якоб Обрехт (1450 - 1524), Ян Питерсзон Свелинк (1562 - 1621).
Норвегия.
Эдвард Григ (1843 - 1907).
Польша.
Фридерик Шопен (1810 - 49), Кароль Шимановский (1882 - 1937), Витольд Лютославский (1913), Кшиштоф Пендерецкий (1933).
Россия.
Михаил Глинка (1804 - 57), Александр Бородин (1833 - 87), Модест Мусоргский (1839 - 81), Николай Римский-Корсаков (1844 - 1908), Сергей Рахманинов (1873 - 1943), Александр Скрябин (1871/72 - 1915), Галина Уствольская (1919 - 2006).
США.
Чарльз Айвз (1874 -1954), Джон Кейдж (1912).
Франция.
Йоханнес де Окегем (1425 - 97), Клеман Жанекен (1485 - 1558), Жан Батист Люлли (1632 - 87), Франсуа Куперен (1668 - 1733), Клод Дебюсси (1862 - 1918), Морис Равель (1875 - 1937), Артюр Онеггер (1892 - 1955), Пьер Булез (1925).
Чехия.
Ян Стамиц (1717 - 57), Йозеф Мысливечек (1737 - 81), Бедржих Сметана (1824 - 84), Леош Яначек (1854 - 1928).
Круг второй. Великие композиторы.
      Художники с крупным объемом творчества, предопределяющие пути развития мирового искусства на несколько десятилетий, чьи главные произведения составляют основу репертуара филармонических оркестров, оперных театров, современных ансамблей, программ обучения в консерваториях, университетах, академиях, музыкальных училищах всех цивилизованных стран мира - являются великими композиторами. Они стратеги музыки, материализующие дух времени, в сгущенной оболочке которого сокрыто обобщение и зачаток нового явления, могучей силой дарования, отметая все лишнее, сдавливая звуковую субстанцию, высвобождают энергию будущего музыкального пространства. Содержание великих произведений, несмотря на глубину и значительность, сравнительно легко воспринимается непредвзятым сознанием. Объясняется это, возможно, следующим - в творческом восхождении любого автора, и тем более крупного, есть момент осмысления меры своего участия в общественном сознании. Чем художник является для культуры своего времени? Проблема в том, что чем больше масштаб творца, тем ощутимей может быть дистанция между его творчеством и возможностями восприятия широкими слоями публики. Тогда мастер должен позаботиться, чтобы самое существенное из того, что он делает, было услышано, стало частью мировой культуры. Великий композитор, в некотором роде, совершает жертвенное деяние, соединяя выси мастерства, отточенность стиля с глубинами эмоционально-волевых ощущений, когда высочайшее-интеллектуальное и образно-эмоциональное с широтой амплитуды оттенков, от возвышенного до банального, пронизывая друг друга, как бы музыкально-алхимически, преобразуются в новое качество, способствующее доходчивости произведений, которые становятся духовным "хлебом жизни" для многих людей. Если же художник, обладая колоссальным дарованием, не в состоянии найти путь в эмоциональную сферу, тогда его творчество может остаться экзотикой или забыться.
Англия.
Генри Пёрселл (1659 - 95).
Австрия.
Йозеф Гайдн (1732 - 1809), Франц Шуберт (1797 - 1828), Густав Малер (1860 - 1911), Арнольд Шёнберг (1874 - 1951).
Венгрия.
Ференц Лист (1811 - 86), Бела Барток (1881 - 1945).
Германия.
Райнхард Кайзер (1674 - 1739), Георг Фридрих Гендель (1685 - 1759), Георг Филипп Телеман (1681 - 1767), Кристоф Виллибальд Глюк (1714 - 87), Роберт Шуман (1810 - 83), Рихард Вагнер (1813 - 83), Иоганнес Брамс (1833 - 97), Рихард Штраус (1864 - 1949), Пауль Хиндемит (1895 - 1963).
Италия.
Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525 - 94), Клаудио Монтеверди (1567 - 1643), Джироламо Фрескобальди (1583 - 1643), Аллессандро Скарлатти (1660 - 1725), Антонио Вивальди (1678 - 1741), Джоаккино Россини (1792 - 1868), Джузеппе Верди (1813 - 1901).
Нидерланды.
Гийом Дюфаи (1400 - 74), Йоханнес Окегем (1425 - 97), Орландо Лассо (1532 - 94).
Россия.
Петр Ильич Чайковский (1840 - 93), Игорь Стравинский (1882 - 1971), Сергей Прокофьев (1891 - 1953), Дмитрий Шостакович (1906 - 75).
Франция.
Гильом де Машо (1300 - 77), Жан Филипп Рамо (1683 - 1764), Джакомо Мейербер (1791 - 1864), Гектор Берлиоз (1803 - 69), Оливье Мессиан (1908 - 1992).
Чехия.
Антонин Дворжак (1841 - 1904).
Круг первый. Величайшие композиторы.
       Это те, чьи произведения являются эталоном композиторской техники, выразительности, духовности, соразмерности для многих поколений профессиональных музыкантов, а также относятся к наивысшим достижениям мировой культуры. Их имена: Иоганн Себастьян Бах (1685 - 1750), Вольфганг Амадей Моцарт (1756 -91), Людвиг ван Бетховен (1770 - 1827), соединяясь с сознанием едва ли ни каждого человека с детства, сопровождают всю его сознательную жизнь, укрепляя веру в высокое предназначение, становясь источником живительной силы, поддерживая стремление к самосовершенствованию, через глубинное самопостижение к далекой цели, воплощающей идеал - совмещение соборного существования с этическим индивидуализмом, открывающим неисчерпаемые возможности для самых разных дерзких экспериментов в звукотворчестве, без свежего течения которых, искусство теряет поступательное движение.
* * *
Определяя положение композитора в данной таблице, я прежде всего принимал во внимание его вклад в мировое искусство. Насколько созданное им ново, самобытно, значительно, ярко, актуально, как оно соотносится с самым передовым в шаге времени, рассматривая музыкальную культуру с головной европейской частью, откуда преимущественно исходят импульсы к развитию, - как единое целое, в котором каждый автор обретает свое место в меру способности, таланта, дарования, образованности, трудолюбия. Такого рода исследование, в предельно сжатой форме, позволяет бегло окинуть взором панораму профессиональной музыки за 600 лет, осмыслить ее в общих чертах, как совместное деяние мирового творческого духа и человека.
* * *
Обозрение европейской музыки исключает сам повод для пессимистических настроений относительно будущего музыки, который возникает в результате утраты почвы под ногами, когда одни идеалы в искусстве вытесняются другими и нет сил, чтобы оценить лучшее в новом. Что-то к чему привык, что дорого, уходит на второй, а то и на третий план, переставая быть актуальным для передового в искусстве. В новейшее время, даже самое прогрессивное спустя два-три десятка лет уже не воодушевляет. Нужны новые ориентиры, новые открытия. - Как только идея огибает земной шар, она должна быть оставлена, чтобы творческий дух мог сосредоточиться на нахождении новых возможностей причудливой игры звукового космоса.
* * *
В музыкальном искусстве правильное протекание творческого процесса обеспечивается равновесием сил. Благоговением перед чужой музыкой, с одной стороны, и эгоцентризмом, с другой. Недостаток эгоцентризма, но преувеличение благоговения перед чужой музыкой уменьшает творческую самостоятельность, а нехватка чувства благоговения и излишек эгоцентризма - иссушает мысль, лишает ее почвы. Состояние творческого духа ныне изменилось в пользу эгоцентризма. Его доля заметно возросла, а чувство благоговения ровно на столько же убавилось. Как результат - несмотря на обилие оригинальных работ, действительно больших достижений стало меньше. Благоговение перед чужой музыкой необязательно выражается в подражании ей. Речь идет о силе, которую можно почерпнуть, благодаря данному ощущению. Только когда благоговение захлестывает, тогда автор попадает в зависимость от чужой музыки. В таком случае, ее влияние оказывается слишком большим для того, чтобы произведение искусства могло стать явлением. Эгоцентризм - это мощь духовности автора, но без душевной энергии, генератором которой отчасти является благоговение, истинное творение также не может состояться.
* * *
Существует иллюзия в познании того, что есть значительного в музыкальном искусстве, вырастающая из коньюктуры времени, из предпочтения одной культурной эпохи перед другой. О музыке добаховской поры, исключая специалистов, сегодня также мало знают как о музыке второй половины 20 века. Долг исполнителей открывать новое и помнить старое. Где у нас нынче дирижеры, усвоившие не толко музыкальные традиции от Баха до Шостаковича, но способные расширять границы, как в прошлое до Кайзера, вплоть до Окегема и Машо, так и до откровений Мессиана, Уствольской, Лигети, Штокхаузена? Нужны новые Бруно Мадерны, Пьеры Булезы, Иваны Соллертинские, которые возьмут на себя просветительский труд углубления, расширения представлений о европейском музыкальном искусстве, заново открывая забытое, прививая вкус к восприятию творений нашего времени.
КОМПОЗИТОР
 
 
«Земля без Человека - сирота,
Человек без Земли - пустота,
Человек без Земли не найдет любовь,
Земля без Человека потеряет путь».
А.Изосимов
 
 
Фотокомпозиция
Яндекс цитирования © 2008-2025, Makarov S. Для оформления сайта использовались картины Сабира и Светланы Гаджиевых.